Прокурор

 

Прокуратура района разъясняет положения Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (далее - Закон). 

Так, участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом (ч. 2 ст. 2 Закона).

Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели, составляемые исполнительно распорядительным органом муниципального образования (ст. ст. 3, 4 Закона).

Присяжными заседателями не могут быть лица (ч. 2 ст. 3 Закона):

- не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

- имеющие непогашенную или неснятую судимость;

- признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

- состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном УПК РФ, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица (ч. 3 ст. 3 Закона):

- подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

- не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

- имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей один раз в год на период рассмотрения уголовного дела (ч. 1 ст. 10 Закона).

При этом кандидаты в присяжные заседатели, вызванные в суд, но не отобранные в состав коллегии присяжных заседателей могут быть привлечены для участия в качестве присяжных заседателей в другом судебном заседании (ч. 2 ст. 10 Закона).

За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период (ч. 1 ст. 11 Закона).

Кроме того, присяжному заседателю возмещаются судом командировочные и транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных для судей (ч. 2 ст. 11 Закона).

Также за присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством.

Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются (ч. 3 ст. 11 Закона).

Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа (ч. 4 ст. 11 Закона).

На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ», Законом РФ от 26.07.1992 № 3132-1 «О статусе судей в РФ», Федеральными законами от 20.04.1995 № 45- ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

Согласно ст. 6 Закона, должностные лица и руководители организаций независимо от их организационно-правовой формы обязаны по запросу исполнительно распорядительного органа муниципального образования и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ представить информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели.

За непредставление информации, необходимой для составления списков кандидатов в присяжные заседатели, а также за представление заведомо неверной информации, указанные лица несут ответственность, установленную ст. 17.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

 

Помощник прокурора

Суровикинского района

 

юрист 3 класса      Е.А. Обуденная

 


Прокуратура района разъясняет положения Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (далее - Закон).

Так, участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом (ч. 2 ст. 2 Закона).

Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели, составляемые исполнительно распорядительным органом муниципального образования (ст. ст. 3, 4 Закона).

Присяжными заседателями не могут быть лица (ч. 2 ст. 3 Закона):

- не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

- имеющие непогашенную или неснятую судимость;

- признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

- состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном УПК РФ, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица (ч. 3 ст. 3 Закона):

- подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

- не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

- имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей один раз в год на период рассмотрения уголовного дела (ч. 1 ст. 10 Закона).

При этом кандидаты в присяжные заседатели, вызванные в суд, но не отобранные в состав коллегии присяжных заседателей могут быть привлечены для участия в качестве присяжных заседателей в другом судебном заседании (ч. 2 ст. 10 Закона).

За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период (ч. 1 ст. 11 Закона).

Кроме того, присяжному заседателю возмещаются судом командировочные и транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных для судей (ч. 2 ст. 11 Закона).

Также за присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством.

Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются (ч. 3 ст. 11 Закона).

Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа (ч. 4 ст. 11 Закона).

На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ», Законом РФ от 26.07.1992 № 3132-1 «О статусе судей в РФ», Федеральными законами от 20.04.1995 № 45- ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

Согласно ст. 6 Закона, должностные лица и руководители организаций независимо от их организационно-правовой формы обязаны по запросу исполнительно распорядительного органа муниципального образования и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ представить информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели.

За непредставление информации, необходимой для составления списков кандидатов в присяжные заседатели, а также за представление заведомо неверной информации, указанные лица несут ответственность, установленную ст. 17.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Помощник прокурора

Суровикинского района 

юрист 3 класса                                                                                   Е.А. Обуденная


 

Прокурор разъясняет 

Экстремизм, это одно из наиболее опасных явлений безопасности мирового сообщества, представляющий угрозу для всего общества, как совершаемыми преступлениями, так и разрушением общепризнанных норм морали, права и человеческих ценностей, представляющий собой некий своеобразный способ разрешения социальных противоречий, сложившихся в тех или иных областях общественной жизни.

Мотивы экстремизма

Основными мотивами являются: материальный, идеологический, желания преобразования и неудовлетворённости реальной ситуацией, власти над людьми, интереса к новому виду активной деятельности, товарищеский, самоутверждения, молодёжной романтики, героизма, игровой, привлекательности смертельной опасности.

Мотивация правонарушителей существенно отличается от мотивации законопослушных граждан. Мотивацию преступного поведения в экстремистских организациях разделяют на личную и групповую. Нахождение в группе способствует возникновению определённых мотивов поведения, постановке новых целей и уходу от старых. При формировании мотивов и целей экстремистской активности в группе, как правило, происходит обмен мнениями, знаниями, опытом, а также взаимное убеждение и внушение, ускоряющее решимость совершить преступление.

За осуществление экстремистской деятельности предусмотрена уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность.

Преступлениями экстремистского характера являются:

1) статья 280 УК РФ - публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности;

2) статья 282 УК РФ - возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства;

3) статья 282.1 УК РФ - организация экстремистского сообщества;

4) статья 282.2 УК РФ - организация деятельности экстремистской организации.

В КоАП РФ имеются три статьи, предусматривающие ответственность за совершение правонарушения экстремистского характера. Это статья 20.3 - пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, статья 20.29 - производство и распространение экстремистских материалов и 20.3.1 – возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

 

Помощник прокурора Суровикинского

Чеботарев И.В.

 


Ответственность работодателя за отказ в приеме на работу гражданина предпенсионного возраста!

 

На законодательном уровне под предпенсионным возрастом принято понимать «возрастной период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации».

В настоящее время данная категория граждан имеет ряд льгот и гарантий в сфере налогового, пенсионного и трудового законодательства.

С целью защиты их трудовых прав действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста (ст. 144.1 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Совершение указанных действий повлечет привлечение к уголовной ответственности в виде штрафа в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо обязательных работ на срок до 360 часов.

Работник предпенсионного возраста может уволиться по собственному желанию на условиях, изложенных в ст. 80 ТК РФ, и по соглашению сторон (ст. 78 ТК РФ). Основное отличие: при увольнении по собственному желанию предпенсионер, подумав, может отменить свое решение (озвученное письменно за две недели до ухода с должности) и остаться работать. Если увольнение обосновано соглашением сторон, то поступить так возможности нет: решение двустороннее, работник не может отменить его единолично.

 

 

Помощник прокурора Суровикинского района

Е.А. Обуденная



 

Проверки предпринимателей с учетом законодательных изменений

 Государство осуществляет поддержку субъектов малого и среднего бизнеса различными способами. В настоящее время весьма существенным механизмом выступает снижение административного давления на предпринимателей, с учетом непростой экономической ситуации.

Согласно статье 17 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия в сфере регулирования особенностей проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.

На основании чего Правительством Российской Федерации 08.09.2021 принято постановление № 1520 «Об особенностях проведения в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление).

Указанным Постановлением предусмотрено, что в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в отношении хозяйствующих лиц, отнесенных в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

В связи с чем при формировании на 2022 год планов проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий и плановых проверок, указанные мероприятия и проверки в отношении субъектов малого предпринимательства в ежегодные планы не включаются.

Отметим, что внесенные изменения не будут распространять свое действие на контрольно-надзорные мероприятия в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет.

Помощник прокурора Суровикинского района, юрист 3 класса, Обуденная Е.А